Фотосъёмка Гран-При Бельгии «Формулы-1». Спа-Франкоршам глазами фотожурналиста. Часть II

Местечко в арденских горах — именно это мы часто слышим в трансляциях по ТВ.

На самом деле, сказать, что здесь вокруг есть какие-то горы, в нашем, обыденном понимании, это значит солгать. Есть, конечно, горы, поросшие вековыми лесами, но это не скалы или альпийские вершины.

Поэтому, я бы не употреблял столь громкие слова. По крайней мере, что касается местности непосредственно вокруг автодрома. Но климат вокруг вполне горный.

Добираться из Льежа до деревеньки Спа весьма долго. Сначала на поезде, потом ещё длинный путь на автобусе, по воспоминаниям, поездка занимает более часа. Хотя автобусники в Бельгии очень быстрые и иногда, казалось, что мы точно сейчас разобьёмся. В целом путь занимает около трёх часов, что весьма существенно для таких путешествий. Многие фотографы и пишущие журналисты заранее ищут места в деревеньках Спа и Франкоршам, а также других прилегающих к автодрому сёлах и в складчину снимают жильё.

Путь к автодрому из Льежа пролегает сначала на поезде, около 30-40 минут, далее на автобусе уже до деревни Франкоршам. Со среды по пятницу автобусы ходят редко, а с субботы муниципалитет привлекает автобусы из соседних городов, чтобы обеспечить доставку всех зрителей до автодрома. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Площадка для ожидания автобуса до автодрома, раннее утро пятницы. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС
Та же площадка, но уже в воскресенье, около семи-восьми часов утра. Чуть позже по времени людей станет гораздо больше. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

Трасса Спа-Франкоршам имеет долгую и богатую историю в автоспорте, дебютировав в гонках Гран-При в 1925 году. В 1950-е годы, особенно после открытия чемпионата мира «Формула-1», трасса имела репутацию опасного гоночного кольца. Это было связано с тем, что все медленные повороты были убраны, оставив только медленный La Source. В 1960-е годы трасса в Спа-Франкоршам всё ещё была проложена частично по обычным дорогам Бельгии. Безопасность трассы была под сомнением у многих гонщиков. После ряда инцидентов были постепенно приняты решения убрать опасные участки трассы, а в итоге сделать из этого кольца настоящий автодром.

Общеизвестно, что название автодрома «Спа-Франкоршам», это названия двух близлежащих к автодрому деревень — Спа и Фрашкоршам. Всё весьма не затейливо! Деревеньки эти — обычная европейская провинция. Со своей инфраструктурой и размеренным ходом жизни.

Указатель деревни Франкоршам. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
В Брюсселле и в Льеже будто не знают о Гран-При Бельгии, никаких артефактов в городах я не обнаружил, посвящённых гонкам. Тогда как в Спа и в Франкоршам на каждом углу встречаются гоночные символы. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Масса указателей — попробуй разберись! Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Гоночный отель Франкоршам. Если не ошибаюсь, то это здание можно было видеть ещё на фотоснимках 1960-х годов! Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Гоночная машинка на знаке умиляет! Во Франкоршам следы автогонок абсолютно везде. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

Первое, чем меня встретил автодром – чертовски холодным утренним пронизывающим ветром и изморозью. Температура по пути до автодрома и в его пределах едва была выше плюс пяти градусов по цельсию. Это конечно раннее утро, в районе с шести до десяти часов утра. Днём воздух уже прогревался до двадцати градусов, а то и выше, если не было туч и дождя. В целом погода, конечно, не стабильная и действительно меняется на глазах. Пару минут назад светило солнце и припекало до плюс двадцати пяти, а уже сейчас порядка пятнадцати градусов, не более и сильный холодный ветер и дождь.

После прибытия на автобусе в район деревни Франкоршам, болельщикам приходиться преодолеть ещё пару километров пешком, чтобы попасть на автодром «Спа-Франкоршам». Если в четверг и пятницу людей очень мало, то в воскресенье уже людские потоки. Автобусы не подъезжают близко ко входу на трассу, учитывая террористическую обстановку, неподалеку от входа на трек путь по дороге перегораживают военные броневики. Казалось бы мелочь, но на психику это тоже давит в любом случае. Видно, к сожалению, что люди живут в ожидании терактов. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Погода ранним утром на автодроме «Спа-Франкоршам» во всей своей арденской красе. На заднем плане горы, или скорее холмы. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Вид на стартовую прямую перед шпилькой Ля Сурс, утренний туман скрывает местность вокруг автодрома. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Попробуйте разглядеть Красную воду вдалеке… А она там есть! Если приглядеться. Ещё час и от тумана не останется и следа. Фото на смартфон: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Через пару-тройку часов погода может координально поменяться, и на градуснике будет уже плюс 25 по Цельсию, в отличии от утренних плюс 8-12 градусов. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Вид с главной трибуны на стартовое поле, на мой взгляд не самое удачное место для просмотра гонки. Зеленые естественные трибуны расположенные вдоль трассы куда удобнее и информативнее. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Фото на Красную воду днём, от тумана уже не осталось и следа! Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Паддок в «Спа-Франкоршам» по сути двухуровневый и на мой взгляд достаточно комфортный, поскольку здесь достаточно места, логистика для фотографов выезжающих на трассу также неплохо продумана. Спустившись вниз, повернув направо и проследовав около километра можно попасть в О Руж. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
А этот снимок снизу, вверху боксы команд, административное здание, медиа-центр, всё компактно и удобно, несмотря на то, что автодром исторический. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

Территория современного автодрома довольна внушительная, да и гоночное кольцо по современным меркам не маленькое. На трассе имеются серьёзные перепады высот, в частности в зоне легендарного виража «Красная вода». Но до него имеется после стартовая шпилька Ля Сурс. Этот медленный поворот пользуется большим спросом у фотографов. Здесь снимают на широкие углы с внутренней части трассы, пройти к которой можно через пит-лейн. Отличное традиционное место для классических фотоснимков бельгийской трассы.

Кими Райконнен за рулем болида Scuderia Ferrari SF71 проходит шпильку Ля Сурс. Scuderia Ferrari SF71, Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 24 mm, 1/4000 sec., f/4,0, ISO 1000, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Серхио «Чеко» Перес пилотирует свой болид Force India-Mercedes. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 24 mm, 1/2500 sec., f/5,6, ISO 800, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Испанец Фернандо Алонсо за рулём своего McLaren. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 35 mm, 1/100 sec., f/11, ISO 100, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

В этой же шпильке происходит и обязательная фотосессия пилотов, встреча с болельщиками, этим кстати тоже примечательна трасса «Спа-Франкоршам», что всё действо разворачивается буквально на историческом асфальте, на котором через небольшой промежуток времени будут выступать гонщики.

Болельщики во время раздачи автографов. В Бельгию добираются ярые фанаты автогонок. На самом деле мне так действительно показалось, поскольку доехать до автодрома это уже большая проблема, не каждый захочет столкнуться с такими трудностями. Но иначе никак, такого место дислокации трассы. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Пилот AMG Mercedes F1 Team британец Льюис Хемилтон. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Гонщик Scuderia Ferrari F1 Team немец Себастьян Феттель. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Болельщики «Формулы-1» очень разных возрастов. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

После Ля Сурс следует внушительный спуск к повороту О Руж (фр. Raidillon de l’Eau Rouge), который представляет собой связку скоростных поворотов (левый-правый-левый).

Спуск от Ля Сурс к О Руж, по фотографии можно примерно ощутить уклон полотна и насколько резкий подъем к Радийон! Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Вид от поребрика в О Руж. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

На самом деле, правильнее называть О Руж только первый левый поворот, который назван так в честь реки, которая протекает рядом с трассой. О Руж начинается после прямой, идущей вниз от первого поворота трассы, на которой машины «Формулы-1» разгоняются свыше 310 км/ч. После непосредственно нижнего левого поворота О Руж следует правый поворот, в этом месте трасса очень резко поднимается в гору. Пилоты, следуя в своих болидах на этом участке видят в забрало шлема только асфальт и небо перед собой. Завершается эта связка левым виражом на вершине холма. Связка правого и левого на выходе поворота носит историческое название Радийон (фр. Raidillon, ‘поворот, крутой участок’).

О Руж и Радийон весьма опасное сочетание. Эти повороты забрали не одну жизнь. К сожалению, крайний несчастный случай произошёл в 2019 году во время гонки «Формулы-2», когда произошла чудовищная авария на выходе из Радийон и молодой французский гонщик трагически погиб на трассе.

С точки зрения фотографа, трасса в Спа-Франкоршам предлагает большие возможности по фотосъёмке. В какой-то степени это гоночное кольцо соотносится и имеет много общего с легендарным автодромом Сартэ в Ле-Мане. Барьеры ограждений на этой трассе не очень высокие, в плане безопасности, эта трасса, конечно, проигрывает Бахрейну, Абу-Даби, Сочи-Автодром и другим новым трассам. Но историческая ценность этого автодрома не оспорима никем.

На примере О Руж и Радийон, можно убедиться, сколько эмоций может дать лишь одна эта легендарная связка поворотов! Для фотографов здесь раздолье, поскольку снимая на этом холме, двигаясь снизу вверх, можно сфотографировать максимальное количество сюжетов. Столько материала наверное невозможно получить больше ни с одного другого поворота во всей «Формуле-1»! Более того, особенность этого сверхскоростного виража ещё и в том, что на запечатленных фотографиях после О Руж можно воочию видеть работу аэродинамики болида и подвески.

А это вид с места, где можно снимать фотографам в О Руж! Пока ещё можно это делать на свой страх и риск в этом месте, где скорость болида на входе в вираж около 280-300 км/ч. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Тоже характерный фотоснимок, по которому можно видеть насколько близко работают фотографы в О Руж по отношению к пролетающим болидам. Это сумасшествие, конечно, но когда ты стоишь там и снимаешь, то об этом совсем не думаешь, а воспринимаешь происходящее как обычную формульную фотосъёмку, не в последнюю очередь из-за того, что надо быть постоянно на чеку, адреналин конечно в крови присутствует, поскольку чувство опасности даёт о себе знать. Снимая в таких местах самое главное не суетиться, а чётко делать то, что запланировал. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Макс Ферстаппен в О Руж. Фотография сделанная в промежутке между шпалами барьера. Здесь же можно и поиграть с длинными выдержками. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 24 mm, 1/2500 sec., f/8, ISO 500, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Валттери Боттас, Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 32 mm, 1/8000 sec., f/4,0, ISO 2000, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Но снимать на длинных выдержках в О Руж очень не просто, слишком велика скорость болидов в этом месте, плюс ко всему они очень близко пролетают перед объективом. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 24 mm, 1/40 sec., f/16, ISO 100, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Серия снимков с разным фокусным расстоянием демонстрирует насколько разные фотокадры можно получить с одной позиции работая на разных фокусных расстояниях. Такой снимок, хоть он и не привязан к местности в плане окружения, но сразу же идентифицируется любым фанатом «Формулы-1», такой подъем есть только в «Спа-Франкоршам»! Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/3200 sec., f/2:8, ISO 160, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
В данном случае такой горизонт делает снимок более интересным и динамичным. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/3200 sec., f/2:8, ISO 160, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Обычный «статейный» фотоснимок для web отчета о тренировочных заездах, но атмосфера чувствуется даже в таком обычном для «Спа-Франкоршам» фото! Все эти фотографии с нижней точки в районе О Руж. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 24 mm, 1/8000 sec., f/5.6, ISO 640, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА
Теперь можно переместиться повыше, то есть ближе к Радийон. Здесь можно снимать как на коротких, так и на длинных выдержках, а также на совершенно разную оптику, от 16мм до 1200мм. Здесь фотоснимки на длинных выдержках выглядят потрясающе динамично! Болид HAAS F1 Team в связке О Руж — Радийон. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 105 mm, 1/30 sec., f/22, ISO 100, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
А на коротких выдержках можно захватить огромное количество информации, которую зритель будет рассматривать довольно долго. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 105 mm, 1/640 sec., f/6.3, ISO 200, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Кевин Магнуссен проходит на полном газу О Руж с искрами. В этом месте болиды сильно прижимаются к полотну особенно задней частью, клиренс болида уменьшается до минимума. Стабильно почти на каждом круге машины высекают искры из асфальта. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/2500 sec., f/2:8, ISO 500, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Стоящий маршал-пожарный тоже дополнил своим силуэтом сюжет фотоснимка, тем самым разнообразив его. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 105 mm, 1/640 sec., f/6.3, ISO 100, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Британец из AMG Mercedes F1 Team Льюис Хемилтон прошёл О Руж и летит к Радийон, на снимке отлично видно насколько сильно прижата к асфальту задняя часть болида, машина буквально «растеклась» по полотну трассы! Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/4000 sec., f/4, ISO 800, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Это старт гонки. Кто-то скажет, конечно, что в 2018 году я упустил момент эпичного полёта Фернандо Алонсо на старте Гран-При. Но с другой стороны, я умышленно отправился снимать старт гонки в Красной воде, чтобы сделать такой фотоснимок из цепочки болидов. И не разу об этом не пожалел. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 70-200mm f/2:8L USM II, 200 mm, 1/8000 sec., f/6.3, ISO 1250, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
А ещё снимая на Canon 70-200mm успеваешь поменять фокусное расстояние и за несколько секунд сделать по сути два разноплановых стартовых фотоснимка! В этом и была задумка в тот раз. На фото лидерство после старта захватил Льюис Хемилтон, а его ближайший преследователь Себастьян Феттель. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 70-200mm f/2:8L USM II, 70mm, 1/8000 sec., f/6.3, ISO 1250, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Ромен Грожан на своем HAAS-Ferrai. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L USM, 105 mm, 1/200 sec., f/7.1, ISO 125, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Серхио Перес. Это фото снято на супертелезум с фокусным расстоянием 500мм. Сложно ли сделать такой снимок на такой объектив? Непросто… Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L USM II, 500 mm, 1/30 sec., f/16, ISO 125, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА

Атмосфера на треке царит гоночная, в чём-то умиротворённая. Никакой излишней суеты, как то мы наблюдаем на современных автодромах, вроде Сочи-Автодром, нет. Маршалы работают на трассе опытные, которые повидали не мало соревнований в своей жизни. Одним из маршалов, который работал на пит-лейн в 2018 году был наш соотечественник Павел Гусев, что было весьма приятно наблюдать.

Павел на пит-лейн в Спа… Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Ограждения из покрышек покрашены в национальные цвета бельгийского флага и очень классно контрастируют с постоянно дождевыми тучами вокруг автодрома. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Автодром оснащен не самыми последними образцами техники, кстати на многих европейских автодромах я такое замечаю часто, когда маршалы, пожарники и другие техслужбы работают на довольно старых машинках. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Эпично! Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Маршалы в «Спа-Франкоршам». Многие весьма солидного возраста, но все добродушны и открыты, все с пониманием и уважением относятся к фотографам. Кстати именно старым европейским автодромам типа Монцы, Спа, Сартэ, присуще добродушное отношение маршалов. Если взять многие современные автодромы, то там существует излишняя забюрократизированность и не редко плохое отношение к фотографам и видео операторам. Возможно здесь, в Спа, гонки любят и понимают чуть больше, чем на современных, чётко следящих за безопасностью (а скорее за псевдо безопасностью) автодромах. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Между перерывом можно и новости почитать. Но работа у операторов не легкая, особенно на прямой Кеммел. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Окно для фотосъёмки. Снимать не всегда удобно и приходится подставлять какие-то предметы, чтобы встать повыше. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Медиа шаттлы ходят не так часто, как хотелось бы. Поэтому приходится рассчитывать время и силы исходя из пешей «прогулки» с аппаратурой по трассе. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

После Радийон следует длинная прямая Кеммел. С этой прямой у меня связаны не самые приятные воспоминания. Во время свободных заездов я решил пройти эту прямую — напрямую, с внешней стороны река. Вместо того, чтобы выбраться наружу за ограждение в зоне, где маршалы могут выпустить фотографов и пройти по холму этот отрезок трассы. Половину прямой Кеммел я прошёл нормально, а дальше началось болото! В прямом смысле я утопал в лужах, траве и вязкой грязи, пути назад уже не было, так я уже промок и вскоре должны были начаться заезды. С большим трудом где-то за минут тридцать я преодолел этот путь. Я материл себя ужасно! Но такова расплата за любопытство, особенно когда ты находишься на новом для себя автодроме. Конечно, впоследствии таких ошибок я уже не повторял.

Однако, с противоположной внутренней стороны прямой Кеммел – отличный вид для фотосъёмки болидов на выходе из Радийон. Здесь можно близко расположиться к барьеру, вооружиться 600мм или 800мм объективом и снять красивые крупные планы. Но ещё интереснее в этом месте поснимать немного художественные фотографии с использованием длинной выдержки. В целом это зона прямой Кеммел позволяет поиграть с настройками фотокамеры и получить интересный фотоматериал.

Прямая Кеммел во всей красе. Кстати весьма неплохое место на естественной трибуне для наблюдения за гонкой. Здесь можно понаблюдать и за борьбой соперников и за возможными обгонами. Фотографам омжно снимать вдоль всей прямой Кеммел. А вот выход Радийон это красная зона, там строго запрещено снимать, хотя еще по-моему в 2009 году это можно было делать, и снимки там были весьма классные. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Пара Mclaren на прямой Кеммел. Впереди бельгиец Стоффель Вандорн, а следом за ним напарник Фернандо Алонсо. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 70-200mm f/2:8L IS II USM, 370 mm, 1/1250 sec., f/7.1, ISO 250, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Интересный фотоснимок на прямой Кеммел. Я специально нашёл место с плакатом «Go Max» и начал пристреливаться в ожидании болида Red Bull. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, 45mm, 1/80 sec., f/10, ISO 125, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Пара-тройка кругов и нужный кадр у меня на флеш-карте! То что передняя часть болида ушла за кадр, на мой взгляд, абсолютно не мешает его воспринимать цельно, искры от болида компенсируют сюжет, а замысел естественно кроется в публике и плакате «Go Max». Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, 60mm, 1/80 sec., f/10, ISO 125, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

На торможении перед связкой Les Combes, с внутренней стороны интересно снимать нынешние младшие болиды «Формулы-2», поскольку на торможении происходит перегазовка и из выхлопных труб болидов вырываются языки пламени.

А с внешней стороны, на длиннофокусный объектив от 400мм до 1200мм отлично снимать планы на фоне тех самых зеленых арденских холмов или гор. На заднем фоне зеленая масса смотрится эффектно!

Это фотосъёмка на торможении перед Ле Комб. Общий план вполне интересен как живой газетный фотоснимок. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Фотосъёмка на длиннофокусный объектив даёт отличный результат — здесь мы можем наблюдать как на свободных заездах Эстебан Окон оттормаживается перед Ля Комб, четко видно как клубы тормозной пыли вырываются из дисков! Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/1250 sec., f/8, ISO 320, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Фернандо Алонсо. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/1250 sec., f/7.1, ISO 1000, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

Далее идут повороты, где каждый фотограф может найти удобные ему позиции и поснимать болиды исходя из своих предпочтений. Здесь много планов, на заднем фоне которых будут зрители на естественных трибунах. Во время гонки фотографы разбредаются по всей трассе и снимают в каждом углу трека. Порой интересные фотографии получаются во время фотосъёмки с холмов вокруг трассы, откуда за гонкой наблюдают зрители. Но я в этот раз не выходил за пределы гоночного кольца Спа-Франкоршам.

Ошибка Диниэля Риккардо в Ле Комб, после того как он поставил свежие промежуточные шины во время начавшегося дождя. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Фотосъёмка в Ле Комб с внутренней части трека. Кими Райконнен пилотирует свой болид. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
В этой связке поворотов можно сфотографировать пилотов крупным планом, отличное место для этих целей. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/1250 sec., f/7.1, ISO 1000, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Здесь же можно сфотографировать и стандартные крупные планы с болидами. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/1250 sec., f/7.1, ISO 800, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
В районе поворота Брюссель. Фернандо Алонсо, на заднем плане болид Вальттери Боттаса. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/1250 sec., f/7.1., ISO 800, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Сергей Сироткин пилотирует свой Williams F1. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/1250 sec., f/7.1, ISO 640, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 500mm f/4L IS II USM, 500 mm, 1/2000 sec., f/7.1, ISO 1250, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Зрители в некоторых местах трассы находятся высоко на холме, но, конечно, решётка ограждений сильно мешает просмотру. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Большая часть трибун — естественные. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Болельщиков хватает у всех, но особо яркие и заметные это фанаты Хемилтона, Ферстаппена и Феттеля. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Победитель Гран-При Бельгии 2018 года Льюис Хемилтон на последнем круге гонки на фоне огромного количества зрителей. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
Болельщики поддерживают своего пилота. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО
У Макса Верстаппена вообще на трибунах есть сектора своих болельщиков и они как правило очень активны, что выражается в поджоге файеров. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО

Единственное что важно, это всегда помнить о том, что на этой трасс нельзя задерживаться подолгу на одном месте. Время летит очень быстро, а трасса длинная, медиа шаттлы ходят медленно и много времени уходит на просто дойти от одной точки до другой, чтобы произвести фотосъёмку. В целом этот автодром чтобы исследовать хоть примерно хорошо, нужно здесь отснять не менее трёх-пяти Гран-При. И это минимум!

В целом же, снимать в Спа-Франкоршам очень здорово и позитивно, но логистика в дни до гонки весьма спорная. В воскресенье много автобусов направляет муниципалитет для перевозки фанатов, но в субботу и тем более в пятницу и четверг выбраться с трассы весьма сложно, автобусы ходят не часто, с этим были проблемы по крайне мере в 2018 году.

P.S.

Мне очень нравится на трассе «Спа-Франкоршам» одно укромное место для фотосъёмки на пит-лейн. Это буквально окоп, где видна только твоя голова и объектив, в зависимости от комплекции конечно! Плакатные форматы.

Шарль Лелер. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/1600 sec., f/2.8, ISO 100, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018.
Стоффель Вандорн. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/1250 sec., f/4.5, ISO 160, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018.
Себастьян Феттель. Canon EOS 1Dx Mark II, Canon EF 400mm f/2:8L IS II USM, 400 mm, 1/1250 sec., f/4.5, ISO 160, фоторепортаж с этапа “Формулы-1” в Бельгии, АВГУСТ 2018.

Автор текста и фото: Александр Серёгин, АСППА ИМАДЖЕС АНО / Author Aleksandr Seregin, ASppaImages ANO, 2020

Мои книги можно посмотреть по ссылке, а также сделать заказ на почту asppaimages@gmail.com