Ночные заезды гонки «24 часа Ле-Мана»: скорость без лимита! Как фотографировать автомарафон ночью? Часть 4

Вечерняя и ночная съёмка имеют свои особенности. Здесь нужен творческий подход. Снимать обычные кадры смысла нет — на это может уйти не более получаса. Всё остальное — это съёмка с проводкой, на длинных и сверхдлинных выдержках.

Выдержки от 1/10 до 1/80 дают игру красок, которая получается из искусственного освещения трассы, подсветки болидов и их фар.

Вид на пит-лейн трассы Сартэ в Ле-Мане. Каждый раз перед заходом солнца фотографы пребывают в предвкушении ночной фотосъёмки заездов. Фотографировать автомарафоны это особенное занятие. Здесь нужно не терять времени и стараться заранее определить позиции с которых производить фотографирование, в противном случае бродить по темной трассе придётся очень долго. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Освещение на кольце Сартэ есть далеко не везде. Вернее его настолько мало, что ночная часть заездов в полной мере соответствует показанной картинке в легендарном фильме «Ле-Ман» со Стивом МакКуином в главные роли. Это действительно завораживающее и опасное действо. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Очень характерный для ночной фотосъёмки кадр — кроме света фар и силуэтов зрителей не видно ничего! Иногда даже можно поиграть в условную игру «угадай по свету фар, что за болид». В таких местах по сути снимать долго смысла не имеет, но можно поэкспериментировать с очень длинными выдержками. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Самые стойкие зрители в Ле-Мане наблюдают за ходом борьбы на трассе. Многие же отправляются отдыхать или напротив, жарить мясо и сосиски и гулять до утра, следя за перипетиями борьбы по ТВ трансляции и радио. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Одиночный фотоснимок лидирующего экипажа в преддверии ночного отрезка гонки. #7, Japan Toyota Gazoo Racing, Mike Conway, Kamui Kobayashi, José María López, Toyota TS050 Hybrid на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/800s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 1250, Фокусное расстояние: 400mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Чтобы показать скорость стоит воспользоваться очень длинными выдержками. Длинные прямые трассы Сартэ и низкие ограждения помогают фотографам вдоволь «поиграть» с длинными выдержками. Наиболее эффектно ими можно воспользоваться именно в вечерний отрезок гонки, когда еще не полностью темно, но уже и не светло, это в районе с 22 часов до 00 часов. #7, Japan Toyota Gazoo Racing, Mike Conway, Kamui Kobayashi, José María López, Toyota TS050 Hybrid на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/13s, Апертура: ƒ/8, ISO: 125, Фокусное расстояние: 165mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Хорошая иллюстрация ночных заездов — даже в районе поворотов освещение отсутствует! Это не ночные гонки «Формулы-1» в Бахрейне, где сделано новейшее практически дневное освещение. В Ле-Мане только олдскул — указатели и свет фар! Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/320s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 4000, Фокусное расстояние: 200mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Мест для ночной фотосъёмки в Ле-Мане очень много. Определить самое востребованное сложно. Недалеко от паддока с внутренней стороны трассы, в районе связки поворотов Ford, можно подойти к треку и поснимать сюжеты из пролетающих болидов на фоне колеса обозрения, которое подсвечивается ночью. Что любопытно: каждый раз колесо монтируют по-разному. Например, в 2015 году оно было расположено с внутренней стороны трека, а в 2019-м — с внешней стороны трассы. Соответственно, обыгрывать сцену с болидами на фоне колеса обозрения в разные годы приходится по-разному. Игра его красок всегда даёт интересный результат.

Шикарнейшее место для фотосъёмки в последних виражах, перед выходом на стартовую прямую трассы Сартэ! Излюбленное место фотографов для вечерней и ночной фотосъёмки. Здесь много света для этого времени, а колесо обозрения даёт возможность наиграться с картинками так, как это хочется самому фотографу! Результат съёмки, как правило, радует глаз! Да и при печати такие работы выглядят эффектно на бумаге. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Характерный пример фотоъёмки 24 часа Ле-Мана на длинных выдержках. Здесь в кадре есть все — цвет, динамика, сюжет и баланс кадра в целом. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/13s, Апертура: ƒ/3.5, ISO: 125, Фокусное расстояние: 100mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Супер эффектно выглядят болиды WEC на торможениях, когда из выхлопных труб вырывается «пламя», а диски разогреваются до тысячных температур, образуя огненный круг колеса. #49, ARC Bratislava, Miro Konôpka, Konstantin Tereshchenko, Henning Enqvist, Ligier JS P217. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Ещё один план, который можно обыграть с колесом обозрения. В 2019 году подсветка болидов Ford GT выглядела максимально эффектно! И она очень здорово сочеталась именно в таком ракурсе с подсвеченным обзорным колесом за пределами трассы. Американцы сделали эффектнейший автомобиль, а подсветка задней части болида это отличная находка! Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/13s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 250, Фокусное расстояние: 110mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Для фотосъёмки таких кадров достаточно фотообъектива Canon 70-200 IS L 2:8 II. Можно использовать экстендеры. Переменное фокусное расстояние позволяет сделать более разнообразные фотоснимки, при этом четкость изображения остаётся в допустимых пределах. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/13s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 160, Фокусное расстояние: 130mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Ещё одно любопытное место, здесь мы видим эффектный «задник» — трибуны в разных расцветках дают красивый фон, на котором пролетающий болид выглядит ещё более впечатляюще. BMW Team MTEK, Nick Catsburg, Philipp Eng, Martin Tomczyk, BMW M8 GTE. Пилот Ник Катсбург некоторое время назад выступал за команду Lada Racing в чемпионате WTCC. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/30s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 1000, Фокусное расстояние: 185mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Ford GT на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/13s, Апертура: ƒ/4, ISO: 400, Фокусное расстояние: 60mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#36, Signatech Alpine Matmut, Nicolas Lapierre, Pierre Thiriet, André Negrão, Alpine A470 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/30s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 640, Фокусное расстояние: 200mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
А это план фотосъёмки с колеса обозрения! В целом ничего сверх естественного в этом фото нет, но сам факт наблюдения за гонками сверху, с колеса обозрения является необычным. Поэтому, каждый, кто побывает на гонке в Ле-Мане, полагаю, будет доволен такой небольшой обзорной экскурсией, которая разнообразит впечатления от гонки! Гонка 24 часа Ле-Мана на трассе Сартэ в 2015 году. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Не менее интересны виды и на других участках трассы в ночное время. С одной оговоркой: там, где есть источники света. На тёмном же участке прямой «Мульсан» снять ночью что-то внятное — задача не из простых. Разве что какие-нибудь специфичные тёмные фотографии с блеском фар в ночи. Поэтому фотографы стараются искать «светлые» места, где можно поиграть с выдержкой и диафрагмой и получить качественный сюжет фотоснимка.

Ночь на кольце Сартэ — это действительно ночь. Если бродить по отдаленным местам гоночного трека, где даже маршалов нет, ночная картинка очень хорошо передана на этом фото. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/800s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 2500, Фокусное расстояние: 200mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Ещё один вид на ночные заезды на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/640s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 2000, Фокусное расстояние: 200mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#51, AF Corse, James Calado, Alessandro Pier Guidi, Daniel Serra, Ferrari 488 GTE Evo на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/60s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 2000, Фокусное расстояние: 142mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#22, United Autosports, Philip Hanson, Paul di Resta, Filipe Albuquerque, Ligier JS P217 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/25s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 2000, Фокусное расстояние: 140mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Борьба двух Porsche на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/10s, Апертура: ƒ/10, ISO: 125, Фокусное расстояние: 280mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Ford GT на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/500s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 1250, Фокусное расстояние: 200mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#82, BMW Team MTEK, Augusto Farfus, Jesse Krohn, António Félix da Costa BMW M8 GTEна гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/25s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 640, Фокусное расстояние: 140mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фотосъёмка ночью в районе первого виража трассы Сартэ. Здесь можно сделать не стационарный фотоснимок, а выставить длинную выдержку и навести точку на трибуны, что придаст динамики передвижения болидам, и в целом разнообразит сюжет. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/40s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 320, Фокусное расстояние: 200mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#91, Porsche GT Team, Richard Lietz, Gianmaria Bruni, Frédéric Makowiecki, Porsche 911 RSR на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/30s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 1600, Фокусное расстояние: 102mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#67, Ford Chip Ganassi Team UK, Harry Tincknell, Andy Priaulx, Jonathan Bomarito, Ford GT на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/13s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 160, Фокусное расстояние: 85mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#53, Riley Motorsports-TI Auto, Jeroen Bleekemolen, Ben Keating, Marc Miller, Dodge Viper SRT GTS-R на гоночной трассе Сартэ в 2015 году. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Рассвет после длинной ночи в районе легендарного виража Dunlop! Ради таких видов стоит снимать автогонки. Этот фотоснимок в целом передаёт атмосферу раннего утра. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

После ночных квалификаций в среду и четверг необходимо успеть на последний трамвай в час ночи. В прошлый свой приезд я постоянно опаздывал и до дома шёл пешком почти до утра, поскольку жил весьма далеко от трассы. Проще тем, кто берёт в аренду машину, однако сделать это в период проведения гонки крайне сложно. Кроме того, в Ле-Мане в ночное время бывают проблемы с такси, вызвать которое так просто, как в России, у меня не получилось ни в 2015 году, ни в 2019-м.

Продолжение следует…

Автор текста и фото: Александр Серёгин, АСППА ИМАДЖЕС АНО / Author Aleksandr Seregin, ASppaImages ANO, 2020

Мои книги можно посмотреть по ссылке, а также сделать заказ на почту asppaimages@gmail.com