Фотосъёмка легендарного автомарафона «24 часа Ле-Мана» на трассе Сартэ: как снимать автогонки на гоночной трассе. Часть 3

В среду я начал снимать тестовые заезды с внутренней части виража «Индианаполис». Именно туда я отправился на медиашаттле, чтобы провести в окрестностях этого поворота около полутора часов, снимая в спокойном режиме и естественно меняя точки для фотосъёмки (а их на этой позиции очень много, и разброс по дистанции очень большой).

Фотосъёмка на гоночном кольце Сартэ

Aston Martin V8 Vantage GTE в борьбе в вираже Indianapolis на гоночной трассе Сартэ в 2015 году. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#81, BMW M8 GTEBMW Team MTEK, Nick Catsburg, Philipp Eng, Martin Tomczyk в борьбе в вираже Indianapolis на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/1000s, Апертура: ƒ/4.5, ISO: 320, Фокусное расстояние: 280mm.Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фотографы снимают в повороте Indianapolis на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Места для фотосъёмки достаточно, в основном фотосъёмка происходит через специальные окна в сетке ограждения. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фотографы снимают на разную фототехнику. В основном это Canon и Nikon, в процентном соотношении очень приблизительно 60 % на 30 % в пользу Canon, а еще 10% это Sony и другие производители. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Точка для фотосъёмки с внутренней стороны интересна тем, что здесь можно отснять на длиннофокусные объективы (от 300 до 600 мм) весьма неплохие крупные планы с учётом рельефа трассы, но особенно интересно здесь поснимать на длинных выдержках пролетающие болиды сбоку. И на фоне зрителей, которые, сливаясь за счёт длинной/средней выдержки от 1/50 до 1/200, дают интересные красивые цветные фоны.

#36, Signatech Alpine, Nelson Panciatici, Paul-Loup Chatin,Vincent Capillaire, Alpine A450b на гоночной трассе Сартэ в 2015 году. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#63, Corvette Racing, Jan Magnussen, Antonio García, Mike Rockenfeller, Chevrolet Corvette C7.R на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/160s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 250, Фокусное расстояние: 140mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#8, Audi Sport Team Joest, (France) Loïc Duval, (Brazil) Lucas di Grassi,(United Kingdom) Oliver Jarvis, Audi R18 e-tron quattro на гоночной трассе Сартэ в 2015 году. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#68, Ford Chip Ganassi Team USA, (France) Sébastien Bourdais, (United States) Joey Hand,(Germany) Dirk Müller, Ford GT на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/160s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 200, Фокусное расстояние: 142mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

А проследовав чуть далее, можно поснимать и на широкоугольный фотообъектив планы в повороте Arnage. А далее отправиться к виражу Porsche и забраться на холм в этом повороте.

#8, Japan Toyota Gazoo Racing, (Switzerland) Sébastien Buemi, (Japan) Kazuki Nakajima,
(Spain) Fernando Alonso, Toyota TS050 Hybrid
 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/25s, Апертура: ƒ/24, ISO: 100, Фокусное расстояние: 140mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Это то место, откуда сделаны вышеопубликованные фотоснимки проводкой на длинных выдержках. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

В Arnage, но уже с внешней стороны интересна фотосъёмка на закате, в вечернее время. Поворот медленный, его пилоты проходят на скорости около 60–70 км/ч, и в нём можно крупным планом заснять пилота в кокпите на объектив от 400 до 600 мм. А на более широкий угол можно получить средние планы с болельщиками на заднем.

#98, Aston Martin Racing, (Canada) Paul Dalla Lana, (Austria) Mathias Lauda,(Portugal) Pedro Lamy, Aston Martin Vantage GTE на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/125s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 160, Фокусное расстояние: 230mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#91, Porsche GT Team, (Austria) Richard Lietz, (Italy) Gianmaria Bruni, (France) Frédéric Makowiecki, Porsche 911 RSR на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/125s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 160, Фокусное расстояние: 230mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#61, Clearwater Racing, Matt Griffin, Matteo Cressoni, Luís Pérez Companc Ferrari 488 GTE на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 125, Фокусное расстояние: 400mm. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#25, Algarve Pro Racing, (United States) John Falb, (France) Andrea Pizzitola,
(France) David Zollinger, Oreca 07
 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 250, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
На закате в Ле-Мане получаются красивые фотоснимки. Даже довольно стационарный фотокадр в закатном свете смотрится презентабельно и лаконично. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 250, Фокусное расстояние: 280mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#97, Aston Martin Racing, Alex Lynn, Jonathan Adam, Maxime Martin, Aston Martin Vantage GTE на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 250, Фокусное расстояние: 280mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#49, ARC Bratislava, Miro Konôpka, Konstantin Tereshchenko, Henning Enqvist, Ligier JS P217 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Canon EOS 5D Mark IV, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 250, Фокусное расстояние: 260mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

«24 часа Ле-Мана — 2019»: Canon против SONY

Представитель марки Sony на трассе в Сартэ. Французы добродушные и профессиональные ребята. Не раз замечаю, что в отделениях Франции у разных производителей фототехники работают наиболее квалифицированные специалисты. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Парк фототехники представленной журналистам в Ле-Мане в 2019 году для фотосъемки гонки. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Ещё в четверг я взял фототехнику SONY. Как ни странно, японцы заключили соглашение с организаторами «24 часов Ле-Мана» и привезли для фотографов практически всю линейку своей фототехники. Пока Canon и Nikon активно соперничают в «Формуле-1», SONY решили по-тихому освоить незанятое пространство в Ле-Мане. Основной фотоаппарат, который был презентован ими фотографам в Ле-Мане, — беззеркальная система SONY a9.

Изначально я хотел протестировать на примере фотосъёмки гонки в Ле-Мане универсальную боевую камеру от Canon. Хотя модель Canon 5D Mark IV вышла к этому моменту уже несколько лет назад, фотографы в большинстве своём не так быстро обновляют фотокамеры и тем более оптику. Это зависит от бюджета и от многих других факторов. К тому же в последние годы наметилась тенденция к застою относительно фактического обновления модельного ряда камер, а не «фейслифтинга», выражаясь автомобильным языком.

Очевидным показателем «застоя» (или, скорее, того, что производители фототехники находятся на перепутье: зеркальная /беззеркальная система) индустрии в этом смысле послужил выпуск линейки Canon 1Dx. А вот с моделью 5D ситуация сложилась с точностью до наоборот. На мой взгляд, разница между 5D mark III и 5D Mark IV огромная, с очевидным перевесом в пользу последней модели.

Хотя ещё в 2018 году, читая обзоры и отзывы в Интернете, я с удивлением обнаружил: очень многие считают, что переход с прошлой модели на новую нецелесообразен. У каждого своё мнение, однако лично я давно предпочитаю работать не только с модельным рядом 1D, но и с более универсальной фотокамерой 5D, регулярно обновляя модель после выхода новой. Это действительно «универсальный солдат» — с этой камерой можно и ехать в горячую точку, и идти на пляж — всегда получишь то, что тебе нужно.

Съёмку в Ле-Мане я дублировал на две имевшиеся у меня с собой фотокамеры. Поскольку до этого времени с SONY мне работать не приходилось, риск плохого результата всё же присутствовал. Поэтому сюжеты, сделанные на SONY a9 в связке с объективом SONY 400mm 2:8, я повторял, снимая на Canon 5D Mark IV с объективом Canon EF 70-200mm 2:8 IS II как с 1,4х экстендером, так и с 2х, а также на 400-миллиметровый объектив.

400mm с f2:8 от Sony — неплохой объектив, но по личному и субъективному впечатлению от Canon в этой категории отказываться профессионалам очень рано... Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

В четверг во время квалификационных сессий я снимал на SONY а9 в вираже «Porsche». Оттуда проследовал вдоль прямой к повороту Arnage с внешней стороны и далее — к прямой Mulsanne. Фотосъёмку проводил на коротких выдержках, с «заморозкой» объекта. На прямой болиды шли в лоб под небольшим углом. Стояла задача отснять их на высокой скорости — в районе 300 км/ч, — а далее в медленном повороте, чтобы получить более детальные фотоснимки и посмотреть, как фотосистемы отрабатывают тени, полутени, какова цветопередача и т.д.

#63, Corvette Racing, Jan Magnussen, Antonio García, Mike Rockenfeller, Chevrolet Corvette C7.R на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 320, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 320, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

#67, Ford Chip Ganassi Team UK, Harry Tincknell, Andy Priaulx, Jonathan Bomarito, Ford GT на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 320, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Борьба на трассе Сартэ кипит даже во время квалификационных сессий. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 320, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Легендарная историческая раскраска болида с логотипами Gulf.Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 250, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Российская команда G-Drive Racing Russia, Roman Rusinov, Job van Uitert, Jean-Éric Vergne, Aurus 01.Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 250, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#71, JAF Corse, Davide Rigon, Sam Bird, Miguel Molina, Ferrari 488 GTE Evo на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/6.3, ISO: 250, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#1, Rebellion Racing, Bruno Senna, André Lotterer, Neel Jani, Rebellion R13 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/5.6, ISO: 200, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#48, IDEC Sport, Paul Lafargue, Paul-Loup Chatin, Memo Rojas, Oreca 07 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/2.8, ISO: 125, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#47, JCetilar Racing Villorba Corse, Roberto Lacorte, Andrea Belicchi, Giorgio Sernagiotto, Dallara P217 на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/7.1, ISO: 320, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#7, Toyota Gazoo Racing, Mike Conway, Kamui Kobayashi, José María López, Toyota TS050 Hybrid, Toyota TS050 Hybrid на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/5.6, ISO: 200, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
#91, Japan Toyota Gazoo Racing, (Switzerland) Sébastien Buemi, (Japan) Kazuki Nakajima,(Spain) Fernando Alonso, Toyota TS050 Hybrid на гоночной трассе Сартэ в 2019 году. Камера: Sony ICLE-9, Режим: Manual, Выдержка: 1/1250s, Апертура: ƒ/4, ISO: 125, Фокусное расстояние: 400mmФото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Особенность гонки в Ле-Мане — в том, что машин участвует очень много, и снимать приходится на одной точке длительное время (от получаса до двух часов, в зависимости от поставленных задач). Когда я говорю «точка» или «позиция», на самом деле это расплывчатое обозначение — как таковой точки на кольце Сартэ просто нет, это исходное место, откуда фотограф может перемещаться и снимать там, где ему нравится.

Однако тем и прекрасен марафон в Ле-Мане, что хоть трасса и огромная, но можно позволить себе снимать сколь угодно долго на любой позиции, ходить почти по всей трассе и выбирать места для съёмки исходя из оценки своих рисков и страхов. А страшно здесь почти везде. Особенно ночью. Первые заезды длились до восьми вечера, а с девяти до двенадцати настал черёд квалификации. За час получилось также вернуться назад в медиацентр, скопировать фото на ноутбук и отправиться дальше на трассу.

Продолжение следует… Следующая часть будет посвящена ночной фотосъёмке в Ле-Мане!

Автор текста и фото: Александр Серёгин, АСППА ИМАДЖЕС АНО / Author Aleksandr Seregin, ASppaImages ANO, 2020

Мои книги можно посмотреть по ссылке, а также сделать заказ на почту asppaimages@gmail.com