Фотосъёмка легендарного автомарафона «24 часа Ле-Мана» на трассе Сартэ: внутри автодрома. Часть вторая!

Наконец-то я оказался на территории трассы в паддоке и расположился в медиацентре! Именно в этом месте находятся все журналисты: фотографы, видеографы, пишущая братия тоже здесь рядом. И я столкнулся с первыми трудностями.

Так выглядит внутри медиацентр автодрома Сартэ в Ле-Мане. В целом достаточно удобно, но люди расположены очень близко друг к другу. Зато все разъемы для питания имеются, также справа окна выходят на пит-лейн, откуда можно не только наблюдать за работой команд, но и сделать некоторые фотографии с необычного ракурса. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Медиацентр автодрома Сартэ в Ле-Мане

Вообще, эта поездка была сопряжена со многими проблемами и неудобствами, которые, конечно, несколько выбили из колеи. Мне выдали место в медиацентре не с фотографами, а с видеооператорами, а это ребята своеобразные и к тому же очень шумные. Я попробовал поменять место, но не вышло. Свободные места были, но мне чётко дали понять, что они зарезервированы для французских журналистов.

Здесь я хотел бы затронуть ещё одну немаловажную проблему. В России так принято на любых международных соревнованиях: мы всё делаем для иностранцев, а своих обслуживаем по остаточному принципу. А вот в мире (по крайней мере в Европе) дела обстоят с точностью до наоборот: если ты иностранец, то отношение к тебе отнюдь не такое добродушное, как к своим. А уж если ты начинаешь что-то требовать, то все эти добродушие и улыбчивость уходят тут же, и ты просто становишься в игнор. Я такое наблюдал много раз. Правда, были и обратные примеры. Но в целом выводы для себя сделал именно такие, как описал.

Худо-бедно я расположился. Из главных неудобств был кондиционер, который постоянно включали видеографы и который дул в мою сторону. Мы, конечно, этот вопрос между собой урегулировали, но не до конца. Почему я вспоминаю о таких мелочах? Да потому, что в случае с Ле-Маном мелочей не бывает! Ни на гоночной трассе, ни в боксах, ни вокруг трассы.

Ле-Ман — марафон суточный, и для журналиста его рабочее место становится практически на неделю домом, где он обживается и ведёт всю свою деятельность. Рабочий стол фотографа всегда забит техникой: фотоаппараты, ноутбук, объективы, различные зарядки, крышки и т.д.

Еду с собой приходится брать в большом объёме, чтобы питаться в течение двух дней — субботы и воскресенья, ибо отлучиться с трассы в это время нет возможности. Питаться приходится здесь же, на рабочем месте, за редким исключением. На территории автодрома цены на еду довольно высокие, да и сама она не отличается качеством (по крайней мере в обычных забегаловках с хот-догами и бургерами).

Брифинг

Освоившись на новом месте, в час дня я отправился на специальный брифинг для фотографов. Это обязательное мероприятие — не пройдя его, ты не получишь жилет фотографа и не сможешь снимать на трассе. Брифинг ведёт бывший фотограф, ныне работающий с FIA, — бодрый и остроумный человек. Жилет я получил, и теперь имел доступ на трассу.

С одной стороны, это своего рода обряд для фотографов — собраться на брифинге перед стартом заездов и пообщаться между собой, — ведь в процессе работы поговорить выходит нечасто. Максимум — перекинуться парой слов. С другой стороны, этот брифинг посвящён безопасности фотосъёмки и передвижения по трассе. А это очень важный вопрос в случае с гонкой в Ле-Мане.

Трасса Сартэ по современным меркам просто огромная — более 13 км, расставить маршалов по всему кольцу нереально. На многих участках вообще никого нет, — просто лес и гоночное полотно. Скорости болидов чрезвычайно высокие — более 300 км/ч на прямой, — поэтому риск чрезвычайной ситуации весьма высок. Каждый фотограф должен держать ухо востро и крутить головой на 360 градусов.

Скриншот из ТВ трансляции гонки 24 часа Ле-Мана 2011 года. Полёт в районе виража Dunlop Алана МакНиша, пилота заводской конюшни Audi. По счастливому стечению обстоятельств этот мегаэпичный инцидент остался без трагических последствий. Скорее всего, при самом плохом стечении обстоятельств несколько людей погибли бы. Это место после аварии 2011 года представляет собой красную зону (Red Zone), по борту отбойников прочерчена красная линия — здесь нельзя никому останавливаться, а необходимо пройти это место максимально быстро и не отвлекаясь. За нарушение — пожизненная дисквалификация от FIA. Правила строгие, но никто не хочет повторения Ле-Мана 1955 года…

В Ле-Мане не раз случались опасные инциденты с фотографами, но, к счастью, пока всё обходилось лишь сильным испугом и последующей пожизненной дисквалификацией. Так что эта бюрократическая процедура с брифингом весьма важна, особенно для новичков. Да и для маститых журналистов это является хорошим напоминанием.

Видео аварии МакНиша ещё более заставляет удивиться, как такой инцидент остался без последствий, как для маршалов и фотографов, так и для пилота…

Зрительская зона на трассе Сартэ в Ле-Мане

Площадка внутри Ле-Мана, за спиной — паддок, а это выход в зрительскую зону, где расположены различные бутики и развлекательные центры. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Среда и четверг в Ле-Мане — квалификационные гоночные дни. Тестовые заезды начинаются в среду в четыре часа дня и длятся до восьми вечера. Затем наступает двухчасовой перерыв. Когда темнота начинает окутывать трек Сартэ, стартует зачётная квалификационная сессия, а её финиш проходит ровно в полночь. В четверг формат повторяется, а по итогам второй квалификации определяется экипаж-победитель, который будет стартовать в субботу с поул-позиции.

Однако до того, как отправиться на гоночную трассу, многие фотографы устремляются в паддок и зрительский сектор, а также на пит-лейн — поснимать работу механиков, гоночные болиды, пилотов.

Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Зрительский сектор в Ле-Мане поистине огромен. Большая территория, палатки с различной гоночной атрибутикой, связанной как с Ле-Маном, так и с другими гонками. Кафе, сосисочные и развлечения для детей и взрослых вроде виртуальной реальности, презентации гоночных и дорожных машин. Возле центрального входа на трассу Сартэ располагается знаменитый музей «24 часа Ле-Мана», где хранятся многие исторические болиды прошлого и артефакты ушедших эпох.

В зоне для развлечения зрителей выставлены гоночные болиды. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
В Ле-Мане можно прикупить различную одежу на автоспортивную тематику, правда цена по-европейски высокая. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography Tel: +7 (977) 326-0835 email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Очень любопытно гулять и разглядывать такие интересные работы — картины на автоспортивную тематику. Мало где встретишь столь разнообразные сюжеты. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
В зрительской зоне можно приобрести различные гоночные атрибуты — от наклеек и брелков до каких-то дорогих копий моделей болидов. Причем не только гонок в Ле-Мане, но и «Формулы-1», «Мото Гран-при» и многих других серий. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Марафон длиться 24 часа, а поэтому развлечений должно хватать на всех. Точки с едой и бутики с сувенирами раскиданы по всей трассе — и с внешней стороны трека и внутри. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Вокруг трассы много кэмпингов. Это одна из фишек автомарафона. В Ле-Ман в июне съезжаются автолюбители со всей Европы. Многие едут на своих машинах и мотоциклах, автодомах. Живут в специально отведенных зонах, отлично обустроенных — с водой, с контейнерами для мусора. В общем всё сделано по уму и для болельщиков. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Паддок на трассе Сартэ в Ле-Мане

Паддок гоночной трассы в Ле-Мане не отличается от других.

Вид на паддок в Ле-Мане, справа стартовая прямая «Сартэ». Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
В паддоке всегда многолюдно, даже в период гоночных заездов очень много людей. Колесо обозрения на заднем плане пользуется бешеной популярностью у зрителей в ночное время. С него открываются виды на пролетающие в свете фар болиды, в один момент кажется что машины проносятся прямо под тобой. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Оформление главной трибуны с обратной стороны в 2019 году. Внизу трейлеры команд, которые фактически «пристыкованы» к гаражным боксам «Сартэ». Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Пит-лейн в Ле-Мане

Поскольку я попал на второй обеденный брифинг, а не на утренний первый, и урегулировал в медиацентре вышеназванные проблемы, то немного припозднился. До старта тестовых заездов в среду оставалось два часа, и целый час пит-лейн был ещё открыт. Я быстро собрался и отправился туда.

В этот раз я снимал так, что впоследствии сам удивился, как это умудрился отснять более тридцати боксов за час. Руки и мозг жили своей жизнью — я просто снимал, как это знаю и умею, грубо говоря, на автопилоте; причём нельзя сказать, что необдуманно, — помню, что был очень сосредоточен на процессе, но в то же время старался наблюдать за работой механиков, рассмотреть детали. В итоге всё успел.

Атмосфера в боксах спокойная… пока нет заездов. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Но ближе к старту квалификаций в гаражах команд начинается движение, хотя по меркам «Формулы-1» весьма неторопливое. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Механикам всегда есть что поделать с болидами! И это действительно МОЩНО! Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Перед заездами работа в боксах кипит, инженеры настраивают болиды и проверяют все системы, руководство трудится над планом гонки — в общем, всё движется своим гоночным чередом. Я же весьма удачно разбил фотосъёмку на две составные части — сначала двигаясь к выезду с пит-лейн и снимая боксы на телеобъективы (70–200 мм и 100–400 мм). А возвращаясь в обратную сторону, снимал на широкоугольную оптику (24–105 мм, 18–100 мм).

Вспышкой я не пользуюсь вообще. Согласен, что в некоторых ситуациях с ней снимать проще, но фотоснимки, полученные при использовании вспышки, мне, как правило, не нравятся. Я сторонник того, что современные фотокамеры обеспечивают большой спектр настройки светочувствительности, а порой даже наличие шума на фотографии придаёт снимку особую атмосферу. В любом случае, обычно сочетание такой техники, как Canon 1Dx Mark II и Canon 300mm 2:8 или Canon 400mm 2:8, даёт — положительные результаты и без лишнего оборудования.

Болид Aston-Martin образца 2015 года. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Гараж заводской конюшни BMW, болид образца 2019 года BMW M8 GTE выступал в классе LMGTE Pro. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Покрышки у спортпротипов отличаются от тех, что используют болиды других категорий. На фото колеса с дождевыми покрышками с протектором для отвода воды. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Внутреннее убранство болидов под капотом очень похоже визуально на таковое в болидах «Формулы-1», это со стороны, а вообще разница в технологиях достаточно заметная для специалистов, судя по их отзывам. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Болид №7 команды Toyota Gazoo Racing, Toyota TS050 образца 2019 года. В чемпионате-2019/20 соперниками заводского японского коллектива в топовом классе LMP1 стали лишь частные конюшни из Rebellion и Ginetta – российская команда SMP Racing после «24 часов Ле-Мана» объявила об уходе из гонок на выносливость. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Гонщик из Италии Роберто Лакорте в экипаже с Андреа Беликки и Джорджо Сернаджотто, Cetilar Racing, Dallara P217 (№47) 2019. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Тренировка смены пилота на пит-стопе — важный момент в подготовке к заездам в Ле-Мане. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Пилот конюшни Ford в ожидании старта заездов. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин
Один из самых красивых болидов в пелетоне в сезоне 2019 года — Ford GT. Фото: © ASppaImages ANO Photoagency / Aleksandr Seregin © Фотоагентство АСППА ИМАДЖЕС АНО F1 & Motorsport Photography, Author email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Далее у меня был час, чтобы всё скопировать на компьютер, перекусить чем-нибудь и отправиться на гоночную трассу для фотосъёмки в полевых условиях.

Продолжение следует…

Автор текста и фото: Александр Серёгин, АСППА ИМАДЖЕС АНО / Author Aleksandr Seregin, ASppaImages ANO, 2020

Мои книги можно посмотреть по ссылке, а также сделать заказ на почту asppaimages@gmail.com