RAW или JPEG в 2022 году?

Тема фотосъёмки в том или ином формате будоражит ума фотографов с самого начала появления и внедрения в их деятельность цифровых фотокамер в начале 2000-х годов.

На бытовом уровне всем понятен и известен формат JPEG. Как и двадцать пять лет назад, он всё так же популярен среди пользователей ПК и почти все фотоматериалы в сети Интернет публикуются в этом формате.

Однако в среде профессиональных фотографов с появлением спортивных фотокамер, возникла дилемма — в каком формате снимать JPEG или RAW. Так, например, японской фирмой Canon был предложен формат CR2. Впервые этот формат появился в цифровых камерах Canon EOS в 2004 году, начиная с выпуска легендарного Canon EOS-1D Mark II.

CR2 он же RAW — цифровой негатив. RAW-файлы являют собой необработанные снимки, которые можно без проблем преобразовать в более привычный и простой в обращении формат документа, например, такой, как JPEG.

Фотографирование автоспорта имеет свои нюансы и тонкости при работе с RAW форматом и JPEG, о которых знают профессиональные фотографы и о которых нужно знать начинающим фотографам.

Очень важно взвесить все факторы, прежде чем делать выбор в пользу RAW или JPEG.

В этом авторском материале я постараюсь объяснить разницу между этими двумя форматами, а также некоторые преимущества и недостатки использования любого из них и поделиться тем, какой формат использую я лично, а также мои коллеги по гоночной фотосъемке.

Цифровые негативы RAW

Формат файла фотографий RAW – это вся необработанная информация, которая проходит через объектив и попадает на сенсор вашей камеры.

Файлы типа RAW иногда называют «цифровым негативом», поскольку они играют роль, похожую на роль негатива в аналоговых фотографии и кинематографе. Как фотографический, так и кинонегатив не являются конечным изображением, но содержат всю необходимую информацию для его создания.

Похожий смысл несёт и процесс конвертации файлов RAW, называемый в большинстве приложений «проявлением» (англ. Development), поскольку по аналогии с обработкой фотоматериалов, позволяет так или иначе интерпретировать заложенную в скрытом изображении информацию. Или, как лично я предпочитаю представлять этот процесс – производить проявку снимка в том виде, в тех цветах, которые я увидел, как автор этого снимка. Иногда это не только передача цвета и других параметров в реальности, но и некоторая интерпретация ощущений от момента, когда этот фотоснимок делался.

Преимущества RAW

Съемка в формате RAW имеет множество преимуществ, когда дело доходит до постобработки изображений, поскольку файл содержит большое количество информации, полученной от сенсора фотокамеры.

Как я уже сказал выше, формат RAW требует проявки, которую делает на своей компьютерной технике фотограф или редактор. Соответственно файл может быть проявлен двумя способами – программным и программно-человеческим. Первый способ – это автоматическая проявка специализированным ПО, вроде того, который прилагается к фотокамерам. Например, Digital Photo Professional (DPP) от Canon Inc.

В этом методе программный продукт использует специальные алгоритмы, заложенные его создателями, и производит фирменную обработку – проявку несжатого RAW файла в обычный формат изображения JPEG. Но, к большому сожалению, в более половины случаев алгоритмы не могут правильно оценить сюжет фотоснимка и условия при которых было снято изображения, в связи с чем происходит проявка фотоснимка, например в переэкспонированном виде, или с некорректным балансом белого. Почти всегда не хватает насыщенности фотоснимка по цветам, если говорить о CR2 формате от Canon. И это не меняется десятилетиями!

Второй метод – ручной или полуручной. Для этого подходят различные специализированные программы для работы с RAW файлами, такие как Adobe Camera RAW (или например такое ПО как ON1 Photo RAW 2023, DxO PureRAW, Capture One Pro 23, DxO Optics Pro, Nikon Capture NX-D). Но здесь автору предстоит гораздо больше работы, когда дело доходит до редактирования и манипулирования фотографией, чтобы она выглядела именно так, как хочет автор фотоснимка, или как он это увидел.

Для некоторых фотографов, таких как Дарен Хит, это может позволить им использовать ряд различных «эффектов», чтобы придать фотографии более стилистичный вид. В моем случае это помогает мне проявить фотоснимок таким образом, чтобы показать зрителю именно то, что я видел своими глазами. Можно утверждать на 100% то, что видит человеческий глаз, и то, что видит фотокамера, никогда полностью не совпадает. А если быть точнее, то в идеальных условиях (свет, погода и пр.) фотокамера может сделать снимок, максимально близкий к тому, что фотограф видел своими глазами. Но стоит чуть-чуть измениться погоде или уйти солнцу за облака, как обстановка кардинально меняется и фотокамера уже начинает делать фотоснимки довольно далекие от фактического восприятия действительности человеческим глазом.

Учеными США, Европы и России не раз доказано, что глаз человека, в большинстве случаев, является лучшим визуальным устройством с большим динамическим диапазоном цветов и резкостью, поэтому даже самые лучшие и дорогие камеры не могут пока настолько правдоподобно воспроизвести человеческий организм и результаты его обработки действительности.

Таким образом, формат RAW является очень гибким форматом, для проявки фотоснимков, «игры» в специальном программном обеспечении с параметрами фотоснимка (яркость, контраст, четкость, насыщенность и прочее). Тогда как JPEG является уже сжатым форматом и гораздо более ограничен в тонкости настройки параметров снимка, а его изменения во многих случаях могут лишь ухудшать качество итогового изображения. JPEG хорош тогда, когда условия фотосъемки идеальные и на выходе фотограф точно уверен в том, что ему не понадобиться проводить редактирование файла JPEG перед публикацией.

Еще один плюс файлов RAW, о котором почему-то во многих аналогичных статьях и обсуждениях редко вспоминают следующий. Формат негатива может «раскрыться» спустя десяток лет – когда выйдет самое новое программное обеспечение, из старого RAW файла можно сделать шикарный фотоснимок без потери качества. Алгоритмы работы программ каждый раз улучшаются, что ведёт к улучшению финального результата на выходе. Так, например, я нередко возвращаюсь к фотосъёмкам десятилетней давности и пробую проявку RAW файлов в новом ПО и часто результат оказывается просто отличным!

Недостатки RAW

Основным недостатком RAW-файлов является то, что они очень большие и занимают значительный объем памяти по сравнению с другими форматами файлов. Но, в 2022 году эта проблема постепенно ушла от профессиональных фотографов.

Так, за последние годы стали доступными карты-накопители объемом от 128 Гб и выше. Чтобы понимать – на 256 Гб карту можно снимать два дня в формате JPEG + RAW такие гоночные серии, как Speedway GP, ICE Speedway и другие схожие по временным форматам серии. Но для гонок «Формулы-1» 256 Гб это объем памяти в случае фотосъёмки в формате RAW на один или полтора дня в лучшем случае.

Но, в 2022 году и на 2023 год анонсированы накопители для фотокамер с размером памяти до 1Тб! Это и вовсе кардинально решает проблемы записи. Хотя опять же, учитывая гонку сенсоров, которая ведёт к появлению огромных разрешений и в совокупности с невероятной скоростью фотосъёмки и объём 1Тб в скором времени может показаться небольшим.

И если до 2018 года ещё можно было говорить о том, что большие форматы, это ещё и большие временные потери на копирование файлов, проявку и так далее. То за последние годы ПК и ноутбуки стали очень мощными, появляются новые интерфейсы, такие как USB-C и другие и это очень и очень ускорило копирование файлов с фотокамер последних моделей на ПК.

Поэтому временные потери становятся всё менее заметными. А развитие ПК и ПО позволяет производить быструю интеллектуальную проявку RAW формата в JPEG. Однако, для многих фотографов автоспорта, всё ещё использующих фотокамеры типа 1Dx, D4 и аналогичные им, вопрос скорости переноса материала является актуальной проблемой.

Но одна проблема остаётся неизбежной до настоящего времени – хранение полученного материала. С одной стороны, в этом вопросе тоже нет проблемы, поскольку физических накопителей с объёмами более 8-10Тб на рынке много. Облачного хранения сервисов также более чем достаточно. Но, всё это стоит очень и очень больших денег. И не каждый спортивный автогоночный фотограф может себе позволить промышленные серверы с огромным количеством жёстких дисков или дорогостоящие аккаунты облачных сервисов хранения данных, даже будучи весьма успешным в своём деле.

Преимущества JPEG

JPEG — это формат файла, с которым большинство пользователей ПК знакомо. Это стандартный формат картинок, который большинство современных цифровых камер используют для захвата, обработки и хранения фотографий.

JPEG — это меньший по размеру и более сжатый формат файла по сравнению с RAW-изображениями. Зачастую разница больше чем в три раза по размеру одного файла. Это позволяет хранить больше фотографий на флэш карте или жёстком диске.

Изображение в формате JPEG является уже обработанным файлом по предусмотренному производителем фотокамеры алгоритму, что означает, что вы можете скопировать эти фотографии прямо с карты памяти или камеры и немедленно опубликовать или загрузить их в Интернет. Как правило алгоритмы и профили обработки JPEG прошитые в фотокамеры разных производителей достаточно заметно отличаются друг от друга. По этой причине камерные JPEG с фотоаппарата Nikon будут на глаз отличаться от JPEG полученного на Canon. Тогда, как обработанный, проявленный одним и тем же фотографом RAW файл с Nikon и Canon может быть практически идентичен.

Считается, что меньший размер файла означает, что камера может «записать» больше фотографий на карту памяти за более короткое время, позволяя вам делать больше снимков серийной съемкой. То есть, например, снимая авария на гоночном треке с переворотом машины, в серии JPEG можно получить больше кадров, фактически сделав раскадровку эпизода и выбрав самый драматичный фотоснимок опубликовать его.  Но так было, сейчас же с появлением таких фотокамер, как Canon 1Dx Mark III, Canon EOS R3, Nikon D6, Sony A9II, проблема захвата серий отпала даже при использовании формата RAW.

По своему личному опыту могу сказать ещё, что возможность получения огромного количества фотоснимков, в том же формате JPEG зачастую как раз и ведёт к большему времени на отбор самых качественных резких фотоснимков. Я и вовсе стараюсь не снимать большими сериями, чтобы был баланс между скоростью фотосъёмки, количеством отснятого материала, а также возможностью поразмыслить над сюжетом и кадрированием фотоснимка ещё до момента его получения (фотосъёмки) в камеру.

Это крайне важный момент для фотографа автоспорта! Осознание необходимости баланса приходит у всех по-разному, но на мой взгляд, нужно не мнее 5-ти лет активного фотографирования автоспорта, чтобы это не только понять умом, но и за счёт опыта и знаний смочь реализовать на практике.

Недостатки JPEG

Главный недостаток изображений в формате JPEG – это меньшее количество данных заключенных в этот файл. Это ведёт к тому, что корректировка JPEG фотоснимка не будет столь точной, детальной и качественной, как с RAW файлом. Например, не всегда удастся тонко подправить баланс белого или вывести свет или тень. А сохранение JPEG в JPEG также в ряде случаев отрицательно скажется на качестве полноформатного снимка. Тем более если кадрировать JPEG! Вы точно заметите ухудшение качества снимка.

RAW файлы удобны для полиграфии, подготовки снимков к печати. Если вы работаете над фотоальбом или книгой, то лучше иметь RAW файлы, так как техника у всех типографий разная. Равно как и дизайнеры, поэтому чтобы фотоснимок в итоге был отпечатан с максимально возможным качеством, нужно чтобы он содержал наиболее количество информации и не был подвержен «жёсткому» редактированию, как это бывает в случае с JPEG.

Так что, если необходимо выполнить какое-то серьезное редактирование или печать, или вы хотите получить идеальный на ваш взгляд конечный результат, то съёмка в формате RAW может быть наилучшим выбором. Но, нужно понимать, что типография также работают с JPEG или TIFF форматами, в данном случае я говорю о том, чтобы получить лучший вывод в JPEG нужно иметь исходный файл RAW, и вот уже с этим JPEG будет работать редактор и выводить фотоснимки под печать.

Что я использую – RAW или JPEG?

В зависимости от ситуации я обычно использую как RAW, так и JPEG для разных соревнований. Что касается автогонок, то в большинстве случаев я всё же снимаю в RAW формат, это больше 90 % моих фотосъёмок.

Больше того, я убеждён, что авторы статей и профессиональные фотографы, кто дают рекомендацию о необходимости фотосъёмки репортажей в JPEG глубоко не правы. Как я уже выше писал, в 2022 году мощности ПК позволяют обработать большой объём информации очень и очень быстро и вывести из RAW даже без условия полной «проявки» JPEG и опубликовать его проблемы не составляет. Но на это также нужно иметь навыки, знания, программное обеспечение и современную технику. Но если агентство или газета не имеют всего перечисленного, то как можно в прямом смысле их отнести к профессионалам своего дела? Впрочем, это уже философский и может даже риторический вопрос, или замечание.

Снимая в RAW я учитываю тот факт, что часть снимков в дальнейшем мне потребуется для издания журнала, книг, фотоальбомов. Если мне нужно сделать фотоснимки для web издания, то JPEG формат может быть более удобен чем громоздкие файлы RAW.

За уик-энд «Формулы-1» я получаю в формате RAW порядка 12-17 000 фотографий, но лишь часть из этого материала может считать фотографиями. В целом в итоге одна гоночная серия будь то WRC или «Формула-1» за все дни уик-энда укладывается в 700-1000 самых лучших фотоснимков. Но у каждого фотографа могут быть свои данные и статистика.

Если у вас фотокамера не самого высшего уровня, то при фотографировании автогонок серийной съёмкой вы обязательно столкнетесь с проблемой переполнения буфера и камера может прекратить запись файлов самый неудобный момент! Чтобы не было таких проблем, нужно использовать самые последние модели профессиональных фотокамер, но они стоят очень и очень дорого!

За годы работы профессиональным автоспортивным фотографом я постепенно модернизировал своё оборудование, поэтому такие проблемы, как буферизация и размеры файлов, меня сейчас во время фотосъёмок не беспокоят.

Главная причина, по которой я использую RAW формат – он гибкий в плане работы с фотоснимком. Я реально могу сделать и вывести на откалиброванный монитор фотоснимок в том виде, в котором я видел его, когда фотографировал. В случае с JPEG у меня нет такой уверенности и работать с этим форматом мне неудобно и результат по качеству почти всегда уступает результату полученных из RAW формата.

Некоторые мои знакомые фотографы, кто, например снимают мотогонки много лет, в интервью говорили, что используют формат JPEG и только его. Обычно это обусловлено тем, что в век социальных сетей и быстрой доставки новостей бывают случаи, когда нужно снимать и отправлять фотографии непосредственно с камеры. Поэтому сжатый формат имеющий меньший размер здесь более удобен. Сейчас отправка может происходить буквально в момент фотосъёмки на сервер в медиацентре или даже в любую точку мира.

Но лично я придерживаюсь такого видения, что любой опубликованный фотоснимок даже в web издании должен быть качественным. Тем более сейчас, во время быстрых ПК произвести проявку фотоснимка дело пары минут. Но, увы, газеты и издания зачастую этим пренебрегают и публикуют в качестве фотоматериала к новости буквально камерные JPEG со всеми недостатками по резкости, яркости, сочности и т.д. Но кто я такой, чтобы осуждать самые крупные спортивные газеты? Потребитель потребит и такое, не зная о лучшем!

Так или иначе, во всём должен быть баланс. И в использовании разных форматов для разных спортивных фотосъёмок тоже. Тем более скорость работы и записи в современных камерах позволяет без проблем записывать в два формата — и RAW, и JPEG одновременно. Порой фотографу автоспорта нужно искать компромисс между собой, фотокамерой и разворачивающимися на гоночном треке событиями.

И чем больше фотограф профессионал, тем быстрее он сориентируется и найдёт этот баланс для себя личном на любом спортивном мероприятии. В этом и состоит личность фотографа – вы ищете свой стиль, свою подачу, свои методы работы с отснятым материалом и это делает вас индивидуальностью в мире фотографов автогонок. А фотокамера, современное ПО и мощная компьютерная техника помогают фотографу в этом.

Александр Серёгин, 2022