Профессиональные фотокамеры Canon, Nikon и Sony: революция отменяется. Ретроспектива и связь поколений фотокамер Canon линейки 1Dx и 5D

Photo Asppa Images ANO

Год 2019 для любителей (в широком смысле) фотосъёмки завершился несколькими положительными инфоповодами.

Ведущие компании по производству фототехники – Canon и Nikon, не без помпы анонсировали свои флагманы. В случае с Canon это профессиональный спортивный фотоаппарат Canon 1Dx Mark III, в случае с Nikon – Nikon D6. Ну а немногим ранее всех свой новый флагман спортивной фотокамеры выпустила Sony – Sony a9 II.

Но последний образец современной камеры отличает беззеркальный тип, тогда как Canon и Nikon все же остались верны зеркальной системе. Все эти анонсы новинок были приурочены к Олимпийским играм 2020 года в Японии. Перечисленные фотокамеры используются в первую очередь спортивными фотографами по всему миру и именно на эту аудиторию нацелены новинки.

Я, как профессиональный спортивный фотожурналист, с большим интересом ждал релиза от Canon. Поскольку на протяжении десяти лет использую в качестве основного оборудования для фотосъёмки соревнований именно камеры и оптику этого производителя. Периодически снимаю на системы Nikon и Sony. Следовательно, все что будет высказано ниже, является субъективным мнением одного конкретно взятого фотожурналиста, с точки зрения пользователя, а не инженерии и тем более маркетинга.

В руках автора Nikon D5, ФЕВРАЛЬ 2020. © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегинфото сделано Евгением Сафроновым во время тестов «Формулы-1» в 2020 году в Барселоне на трассе «Каталунья-Монмело», за что ему спасибо

Связь поколений на примере Canon

Итак, новый 2020 год и новые задачи, новые соревнования. Чтобы не быть многословным: с 2012 года я снимаю международные автомобильные и мотоциклетные соревнования, футбольные соревнования, авиационные показы и соревнования, а также занимаюсь печатью фотоконтента и выпуском своих книжных проектов. Одним из основных направлений является фотосъёмка гонок «Формула-1», чем я занимаюсь с 2014 года.

Через мои руки прошли такие топовые фотокамеры, как Canon 1D Mark IV, Canon 1Dx, Canon 1Dx Mark II, Canon 5D Mark III, Canon 5D mark IV, а также и многие младшие модели Canon. От Nikon – линейка D4, D5, от Sony – беззеркалка A9 первого и второго поколений. Что касается оптики, то такие соревнования как «Формула-1» снимают только на профессиональную технику. Например, самые ходовые объективы от Canon – 300 mm 2:8, 400 mm 2:8, 500 mm, 600 mm.

Photo Asppa Images ANO

В целом, такой набор камер и оптики относится и к серьезным футбольным соревнованиям, типа Лиги чемпионов или Чемпионата Мира и Европы по футболу, а также к фотосъёмке авиации и дикой природы. Но именно в автогонках «Формула-1» вы не встретите человека, снимающего заезды на камеру уровня 6d от Canon, это просто бессмысленно и даже в какой-то степени не этично.

По своим субъективным ощущениям, Canon, как мне кажется, сделал серьезный рывок в период с 2011 по 2016 годы. А именно, в этот период были выпущены такие камеры как Canon 1Dx, Canon 5D Mark III и Canon 5D mark IV. Едва ли можно нивелировать прелести перехода с Canon 5D Mark II на Canon 5D Mark III и с Canon 1D Mark IV на Canon 1Dx. Это было феерично! В 1Dx Canon стали использовать полностью новый полнокадровый сенсор, тогда как в репортажные камеры серии 1D Mark IV устанавливался менее крупный APS-H (27,9×17,6 мм). В 1Dx выросло и разрешение — с 16,1 до 18,1 Мп. Наконец-то в зеркальную цифровую эру нулевых фотосъёмка стала приносить ещё большее удовольствие.

Лично мне очень полюбилась линейка 5D и еще больше замечательный 1Dx. Действительно, снимки с этих камер кардинально отличались от снимков, снятых на их предшественников. Цветопередача стала более правдоподобной, за счет матриц камер японцам из Canon удалось получать больше информации, чем это было ранее. А за счет новых процессоров скорость съёмки стала еще более впечатляющей. При этом именно на этих моделях ресурс работы камер стал более долгим.

Лично для меня эти две камеры дали новые возможности в первую очередь из-за серьёзно усовершенствованных систем фокусировки. Если раньше снимать спорт на 5D Mark II было не реально, да и он не создавался японцами для этой цели в целом, то на 5D Mark III спорт можно было снимать с большим успехом, по крайне мере большую часть соревнований. В меньшей степени это относится к сопоставлению 1D Mark IV (Mark III) и 1Dx.

Для конечного пользователя – то есть для фотожурналиста это вылилось в меньшее количество брака при отборе фотоснимков. Выбирать стало удобнее – по сути из 10 снимков можно было выбрать уже 5-7 хороших работ и 3-4-5 отличных, в случае с 1Dx (имеется ввиду работа по предмету съёмки авто- и мотогонок, где машины и мотоциклы на месте не стоят, а проносятся с огромной скоростью). В целом, именно по таким субъективным результатам я и оцениваю работу фотокамеры в совокупности с качественной оптикой, а оптика как правило меняется реже, чем сама система.

Фотографы в Монако, МАЙ 2017. © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Я не просто так вспомнил о столь старых системах, как Canon 5D Mark II, III и Canon 1Dx. Дело все в том, что по своей сути, нынешнее поколение 1Dx Mark II и теперь уже 1Dx Mark III, 5D mark IV являются в большей степени развитием 5D mark III и 1Dx. Доказать это не слишком тяжело. Даже не оперируя цифрами и расчетами.

Когда я отправляюсь снимать этап гонок «Формулы-1», то на гоночном кольце работаю бок о бок с лучшими фотографами. Я полноценно уверен в том, что именно «Формулу-1» сложнее всего снимать из всего многообразия гонок (на уровне с «Формулой-1» конкурировать может лишь MotoGP). Здесь техника используется на все 100 %, фотографы не щадят ни камеры, ни линзы, режим эксплуатации очень строгий и жесткий.

Canon EF100-400mm второго пришествия, отличный объектив, как и его первая «тубусная» версия, ИЮНЬ 2019. © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Это связано с тем, что фотографам приходится перемещаться по треку (обычно это 4-5 километровое кольцо) с двумя-тремя фотокамерами, один из объективов это 400 мм, 500 мм или 600 мм, один широкоугольный объектив и один с переменным расстоянием. Конечно, можно ходить и с одной камерой и парой линз, все зависит от поставленных задач и объёма работы на трассе. Гонка длиться около двух часов, круг на обычной трассе гонщики проходят за полторы минуты, машин в пелотоне больше двадцати, и хорошо если ты работаешь по заказу одной команды или двух, но если ты участник фотоагентства, то снимать приходится всех сразу! По этой причине камера работает на убой, даже если ты не снимаешь в серийной съемке (а я не снимаю, например почти никогда серийным способом, за очень редкими моментами).

На трассах «Формулы-1» и не только, очень много слепых зон, когда ты слышишь звук мотора, но машину не видишь, а лишь проецируешь время её появления в кадре. В такие моменты очень важна скорость работы фокусировки и вообще общей сбалансированности набора камеры и линзы.

Итак, с первым основным моментом я думаю понятно – скорость работы фокуса один из самых необходимых критериев для камеры для фотосъемки автоспорта уровня «Формулы-1». И такая система была изначально очень эффективно внедрена на 1Dx, а еще большее развитие получила в 1Dx Mark II и теперь уже в 1Dx Mark III.

Canon 1Dx Mark II отличная профессиональная система, но многие фотожурналисты остаются даже до сих пор на 1Dx, АВГУСТ 2019. © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Но! Даже после выхода в свет 1Dx Mark II не все, даже топовые, фотографы перешли полноценно на эту систему. И в 2019 году у многих фотографов «Формулы-1» были свои собственные как 1Dx Mark II, так и 1Dx. То есть этими системами фотографы пользуются и сейчас очень успешно. И это спустя такое количество времени (напомню 1Dx был выпущен в 2011 году)!

Этот факт лучше всего говорит о том, что степень качества получаемого материала на 1Dx и 1Dx Mark II сопоставима. Именно по этой причине фотографы не сильно переживают, снимая на 1Dx. Кстати, второй факт, который усиливает объективность приведенного довода, это что центры CPS работающие на этапах «Формулы-1» до сих пор привозят с собой и выдают участникам этой программы фотокамеры, как 1Dx, так и 1Dx Mark II. Это в свою очередь говорит о сильной уверенности и доверии Canon к своим системам. От Canon 1D Mark IV сами Canon отказались довольно быстро. Не говоря уже о фотографах.

Таким образом, Canon 1Dx Mark III также является дальнейшим развитием системы 1Dx. Это не новый фотоаппарат, а добротно модернизированный образец того самого 1Dx (1Dx Mark II). Никакой революционности этот релиз, к сожалению, не принес. И я, как владелец фототехники Canon (но думаю к Nikon с их новым d6 это относится абсолютно в той же мере), который приобретает и платит солидные средства, часть которых идёт на развитие компании и разработки новинок, откровенно не доволен курсом на достаточно медленное развитие профессиональной фотосистемы.

Кроме того, я хорошо вижу, что Canon с каждым разом пытается нащупать пульс к изменениям, всячески дорабатывая режимы видеосъёмки, тогда как о фотографии начинает забывать. Такая тенденция откровенно настораживает сейчас.

Высокое разрешение фотоснимка – потребность фотокорреспондента!

Canon и Nikon — в профессиональном сегменте разницы на что снимать репортаж практически нет, все до банальности просто — профессионал может снимать на любую систему, с одинаковым успехом, а среди топовых японских фирм плохих фотоаппаратов просто нет в этой категории, но фирма Sony к ним до сих пор не относится, © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

Когда-то в нулевые годы, когда еще основными репортажными камерами были в случае с фирмой Canon такие как 1D Mark III и потом 1D Mark IV, постоянно на различных и любительских и профессиональных площадках (выставках), обсуждался вопрос качества матриц. Зачастую можно было услышать от различных представителей брендов что от количества мегапикселей не так много зависит. Но в случае с профессиональными фотокамерами, имеющими полнокадровый тип таких размышлений в принципе, не должно было быть.

Довольно долгое время в качестве и запасной и основной камеры я использовал удобный и полюбившийся мне Canon 5D Mark III. Хорошая, сбалансированная система, не лишенная недостатков по системе фокусировки, но в своем дивизионе просто отличный аппарат. С выходом наследника – Canon 5D Mark IV сами Canon открыли ящик Пандоры. По крайней мере для «кэнонистов», так как у конкурентов из Nikon такой ящик был открыт еще ранее.

В 5D Mark IV установлена полнокадровая система 30Мп. Конечно, были и обновления по системе автофокуса и внедрение других технологий (Dual Pixel AF, запись видео в 4к, непрерывный автофокус). Но именно 30Мп матрица стала впечатляющим открытием для многих пользователей и для меня, в частности. Мне хватило нескольких съёмок в течении месяца, чтобы понять и осознать всю прелесть новинки. Именно с этих пор, никто уже и никогда меня не сможет переубедить и сказать, что война мегапикселей — это ерунда. Ответственно заявляю, что не ерунда. И тем более, когда я в боевых условиях опробовал систему Sony a9, лишний раз убедился в том, что каждый мегапиксель важен в современных реалиях. Если раньше у нас были мониторы с разрешениями 1280*1024, и это считалось в 2005 году хорошим показателем, то сейчас забросы у пользователей выросли. Никого уже не удивить качеством 4к и 8к. Доступность печати огромных форматов также вносит свою лепту и способствует поиску качественного материала для работы.

Sony a9 и Sony a9 II — несмотря на агрессивный маркетинг и сомнительные комментарии от «профессионалов из различных ИА», снимающих фоторепортажи в JPEG, так и не удалось сделать действительно честную спортивную фотокамеру, тем более на базе беззеркальной технологии, по сути до сих пор это «игрушка», а не инструмент профессионала, но эту систему очень хорошо использовать для «статики», поскольку, например, проработка теней заслуживает похвалы, а габариты позволяют делать это не привлекая внимания, ИЮНЬ 2019. © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com Фотожурналист Александр Серегин

В репортажной фотосъёмке, по моему мнению, очень важное значение имеет матрица фотоаппарата, и разрешение фотоснимка на выходе играет ключевую роль в качестве изображения и возможности авторской работы над ним. Чем больше информации поступает в систему, тем больше деталей содержится в фотоснимке (если это честное разрешение, случаи игры с мобильными камерами я не беру, это совершенно не уместная тема в контексте речи о профессиональных фотосистемах).

С большим количеством информации работать, с одной стороны, сложнее – это в первую очередь большая нагрузка даже на современные ПК, работа оптом с большим объёмом RAW занимает много ресурсов ноутбука/ПК даже в отличной конфигурации. Но вместе с этим, фотожурналист получает возможность «играть» с изображением по своему вкусу и творческому взгляду. Кадрировать фотографии становится удобнее и падение качества не так заметно, как кадрирование с того же 1Dx с его 19Мп и 5184х3456.

Безусловно на системе 5D не будет того «объёма» снимка, той работы с тенями, полутонами и так далее, что в общем формирует восприятие фотографии зрителем, но высокое разрешение позволит сохранить и придать снимку более резкий вид, даже если изображение имеет некоторые дефекты по резкости при увеличении. Кадрирование в гоночном репортаже вообще очень важная штука, так же, как и в футболе и вероятно в других видах спорта.

Да, на 18-20 Мп матрицу можно делать отличные снимки, но с 30Мп возможностей становится гораздо больше! Те же пейзажи трасс в Монте-Карло приобретают новый вид, а фотосъёмка на 400 мм Canon пилотов в шпильке дает отличные возможности по выборке крупных планов шлемов гонщиков, без серьёзных (или вообще без них) потерь в качестве. По этой причине не учитывать такие потребности фотографов, это довольно сомнительный шаг в никуда. И ладно бы не было конкурентов у Canon… А они есть!

Canon 1Dx Mark III – взгляд со стороны

Photocameras Review 2021

Я очень сильно ждал релиза 1D Mark III и надеялся, что все же Canon сделает «камеру мечты» – всё тот же добротный полнокадровый 1Dx, с усовершенствованной системой фокусировки и другим «фейслифтингом» функций профессиональной камеры. Но самое главное я ждал что добавят хотя бы 25-30Мп матрицу, исходя из опыта эксплуатации, уже зарекомендовавшей себя на 5D Mark IV матрицы. Но нет! Революции не будет. А ведь как хотелось иметь ту самую 1Dx картинку с еще большими возможностями работы с фотоснимками. Едва ли инженеры Canon могут себе представить, на сколько удобно стало работать фотожурналисту с Canon 5D Mark IV именно из-за этой пресловутой 30Мп матрицы!

В итоге в январе 2020 года Canon выкатили на обсуждение публики новенький 1Dx Mark III. Первое что бросается в глаза – матрица 20,1 Мп с разрешением 5472 x 3648 практически равная предшественнику – 20,2 Мп. Да, основной упор в пресс-релизах Canon сделали на работу системы фокусировки, новый процессор и так далее. Все это замечательно, но ничего кардинально важного это изменение не принесет, если у вас уже имеется и 1Dx и тем более 1Dx Mark II (с 1Dx еще можно перейти на 1Dx Mark III, но и то, в случае если вы «частник», то стоимость такого перехода едва ли будет обоснована, так как 1Dx на вторичном рынке уже сильно упал в цене….).

В итоге все встало на свои места, линейка 1Dx получила хоть и важное обновление, но не привнесла в мир зеркальных камер ничего существенно нового и тем более революционного. Многие специалисты и вовсе утверждают, что тем самым Canon готовится к дебюту с новой матрицей и новыми процессорами на поприще беззеркальных «спортивных» фотокамер. Готовиться составить конкуренцию в этом типе в первую очередь Sony a9 II, с их 24 Мп матрицей. Стоит отметить, что Sony в этом смысле отыскали некую середину, сделав очень грамотный расчет уже даже на своей первой а9.

По такому же пути развития или уже окончания пути развития зеркальных систем пошла и фирма Nikon, анонсировав свой флагман D6. Прорыва и здесь не будет. Увы.

Выводы

На данный момент, если идет речь о том, что вся индустрия стоит на распутье – зеркальный тип или беззеркальный, то очевидно Sony обыграла своих соперников на этом этапе развития и выпустила уже второе поколение более-менее «спортивной» беззеркалки, в отличии от конкурентов, которым пока нечего предложить спортивным фотографам.

Я лично снимал 24 часа Ле-Мана 2019 года на систему Sony a9 и она мне понравилась, несмотря на колоссальные проблемы со стабильностью работы самой камеры и претензий к системе фокусировки (по утверждению представителей Sony эти проблемы носили программный характер, но проверить мне это не удалось). Но картинка на выходе, работа системы со светом и тенью мне показалась лучше в некоторых сценах (особенно в вечернее время суток) недели в Canon 5D Mark IV и даже Canon 1Dx Mark II (хотя в меньшей степени), по крайне мере в проработке тёмных объектов. Например, изображение снятое на Sony дает классную деталировку и работу с тёмными областями кокпита машины в медленном повороте, на выходе получается очень естественный кадр с детальной прорисовкой внутреннего убранства кокпита, тогда как, например Canon 5D Mark IV производит более жёсткую обработку, но имеет солидный запас качества изображения и четкости. Здесь тоже, конечно, вопроса вкуса. От некоторых коллег я слышал, что им по душе более жёсткая обработка снимка, нежели объём.

Photo Asppa Images ANO

С уважением,

Александр Серёгин

February-Mai 2020

P.S.

На самом деле, многие фотографы ожидали увидеть в новой «единичке» другую матрицу, другое разрешение фотоснимка на выходе. Но не срослось. Косвенным, а может даже и прямым, подтверждением этого служит весьма пространный пресс-релиз Canon вышедший практически вровень с релизом самой фотокамеры Canon 1DX Mark III. Про него я хочу поговорить в следующем материале, и даже в чём-то поспорить с Canon…

Ссылка на «объяснения» Canon почему не нужны системы с высоким разрешением снимка на выходе.

Photocameras Review 2021